Карьерный «КамАЗ» с автопилотом: очередное ноу-хау российского автогиганта
Крупнейший российский производитель грузовиков ПАО «КамАЗ» разрабатывает горный самосвал нового поколения. Помимо высокой грузоподъемности и футуристического вида, он будет обладать важной особенностью. Благодаря системе автопилотирования для его управления не нужен водитель в кабине, а производительность увеличится на 20%.
Первый в своем роде
В 2023 году ожидается запуск в серию тяжелых самоуправляемых карьерных самосвалов модели КамАЗ-6561 «Геркулес». Пока речь идет о 40-тонных грузовиках. В будущем грузоподъемность наверняка увеличат.
Транспортное средство будет приводиться в движение электродвигателями. За техническую начинку системы ответственны специалисты МГТУ имени Баумана.
«Геркулес» предполагает 3 способа управления:
- традиционный – с помощью водителя;
- дистанционный – по камерам видеонаблюдения;
- полностью автоматизированный – на автопилоте.
Кстати, 10-метровый грузовик по закону может пользоваться автопилотом только в карьере. На дорогах общего пользования им обязан управлять водитель.
Технические характеристики
«КамАЗ-6561» представляет собой гибридный транспорт. Двигатель внутреннего сгорания используется не для привода колес, а для выработки электричества и подзарядки аккумуляторов. Вырабатываемый ток, в свою очередь, питает тяговый электромотор, который и приводит самосвал в движение.
«Геркулес» может работать некоторое время на накопленном электричестве при выключенном ДВС. На спусках происходит рекуперация дополнительной энергии.
Авто оснастят комплектом датчиков и беспилотной системой управления ADAS 5-го уровня, подключенных к общему информационно-аналитическому центру. Интеграция в единую систему позволит следить за загрузкой и грузоподъемностью с хирургической точностью.
Для российской промышленности это будет первый отечественный грузовой автомобиль с автопилотом. На прошедшей 1-3 июня конференции в Нижнем Новгороде ЦИПР-2022 подписано соглашение между ПАО «КамАЗ» и ГК «Цифра» о разработке необходимого программного обеспечения.
Зачем это нужно
Использование роботизированных карьерных самосвалов становится мировым трендом в горнодобывающей отрасли. Водить огромный грузовик тяжело и опасно. Водителю с кабины виден ограниченный участок дороги, что нередко приводит к авариям. К тому же усталость из-за постоянного нервного напряжения влияет на производительность.
Недавно по просьбе российских компаний белорусский завод «БелАЗ» разработал первый карьерный самосвал с автопилотом на постсоветском пространстве. Речь идет о стальном монстре грузоподъемностью 130 тонн.
Опыт оказался удачным. «БелАЗ-7513R» ездит с такой же скоростью, как при управлении живым водителем. Хорошо маневрирует на поворотах, подъемах и спусках, огибает препятствия. При этом производительность выросла на 21%. Кстати, управление из кабины также возможно. В случае необходимости место за баранкой займет человек. Теперь Россия намерена выпускать роботизированные машины и на своей территории.