Как влияет КМД на скоростные характеристики легковых автомобилей
Опытные автомобилисты прекрасно знают, что показатель мощности — далеко не единственная характеристика двигателя, которая влияет на динамические качества машины. Многие просто не знают или недооценивают значение крутящего момента двигателя (КМД). В чем же заключается его влияние?
Базовое понятие
Если обратиться к основам физики, то КМД может быть представлен как сила, приложенная к рычагу и умноженная на его же длину. Отсюда следует и единица измерения: ньютоны на метры (Н∙м).
Если же рассматривать ситуацию с автомобильным двигателем, то речь пойдет о силе, с которой осуществляется вращение коленчатого вала. То есть показатель силы прямо зависит от скорости вращения коленвала.
В двигателе сила давления смеси воздуха и бензина передается поршнем на кривошипно-шатунный механизм. При сгорании топливной смеси возникает то самое расчетное усилие, а в качестве рычага выступят элементы механизма.
Фактор действия коробки передач
Итак, при повышении оборотов увеличивается и крутящий момент. Однако рост не будет величиной постоянной и стабильной. При наращивании оборотов будут увеличиваться и механические потери в результате трения между подвижными элементами. Поэтому в условиях езды на максимальных оборотах КМД снижается. Данную проблему и решает коробка передач.
Если сравнивать аналогичные по классу агрегаты, то крутящий момент у дизельной версии будет заметно выше. Наиболее ощутима разница на низких оборотах. Дизельные двигатели быстрее выходят на существенные показатели тяги — едва ли не с холостых оборотов. Для бензинового двигателя важно будет некоторое время раскручиваться до выхода на оптимальную тягу.
Однако ввиду особенностей конструкции у дизельных силовых агрегатов не столь широкий рабочий диапазон оборотов. Как результат, они требуют раннего переключения на высокую передачу по сравнению с бензиновым двигателем, который в это время еще будет разгоняться.
Можно сделать заключение, что тяговитые дизельные двигатели отлично подходят только для внедорожников и грузовиков с другой тяжелой техникой. Это распространенное мнение, но в наши дни возможности дизеля прекрасно раскрываются и в начинке быстрых спортивных автомобилей. Другое дело, что эпоха традиционных ДВС подходит к концу и на первый план все чаще выходят машины с принципиально другими типами силовых установок.