Авто-мото

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В советское время этот маленький автомобиль был предметом шуток и анекдотов. Он был героем короткометражных фильмов и наивных комедий. В нем было тесновато и шумно. Он был не совсем надежен, однако пользовался уважением и даже любовью простых людей. Речь, конечно же, о малолитражке «Запорожец».

С чего все началось

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Лет через 10 после Великой Победы руководство страны поставило нашему автопрому задачу: спроектировать и начать серийное производство недорогой легковушки. К тому времени наша автомобильная промышленность уже выпускала несколько моделей легковых авто.

«Победа» производилась небольшими партиями, использовалась в качестве такси, для работы в скорой помощи. «Москвич-402», пришедший на смену «Москвичу-400», был машиной сравнительно дорогой, и объемы его выпуска были также невелики.

Европейские страны к этому времени уже освоили массовое производство незатейливых микролитражек. Однако вопрос приобретения технологии производства такой машины не рассматривался, так как много средств отнимало восстановление разрушенного войной народного хозяйства, и страна не могла себе этого позволить.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Уже в 1957 году на АЗЛК был создан первый экземпляр, его окрестили «Москвич-444». Он, естественно, не был оригинальным. В то время было обычной практикой использование удачных решений известных производителей. Модель представляла собой своего рода компиляцию заимствований от «Фиат-600» и «Фольксваген Жук».

Популярно
Шасси Dodge Viper плюс кузов Dodge Challenger: на шоу готовится красавица Highway Star от Hemi Autoworks и Ellsworth Racing

Советские конструкторы при этом не занимались слепым копированием. Они постарались адаптировать новый автомобиль к нашим условиях эксплуатации и возможностям производства. Усовершенствованная подвеска в совокупности с увеличенным размером колес значительно увеличили проходимость.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Двигатель воздушного охлаждения здорово смахивал на чешский от компании «Татра», чем-то был похож на мотор BMW, который разработали к тому времени для армейского вездехода. Неоспоримым преимуществом двигателя была его дешевизна и уникальная ремонтопригодность.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В ноябре 1960 года завод начал серийное производство, машина получила индекс ЗАЗ-965 и ей присвоили собственное имя: «Запорожец». Так началась история известной марки.

Машина оказалась действительно недорогой и доступной. Она стоила на 40 % меньше, чем «Москвич» и в три раза была дешевле «Волги». В начале 60-х «горбатого», так прозвали автомобиль в народе, можно было приобрести за 20 среднемесячных зарплат того времени. Для многих обычных семей это было верхом счастья.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В те времена не было развернутой сети СТО, запасные части были в остром дефиците, и владельцу «Запорожца» приходилось осваивать массу специальностей для того, чтобы машина была постоянно на ходу. Система обогрева салона была автономной.

Популярно
57-летний Chevrolet Impala знаменитого баскетболиста Коби Брайанта оценили в шестизначную сумму

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Недостатков у «Запорожца» хватало. Это и тесный салон, и высокий уровень шума от двигателя. Багажное отделение было крошечным, большую его часть занимала запаска.

По дорогам страны

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В 60-е годы было выпущено более 320 000 автомобилей этой марки различных модификаций. Был и экспортный вариант, который отличался наличием левого зеркала заднего вида и радиоприемника. Был вариант с ручным управлением для инвалидов. Ими же обеспечивались бесплатно инвалиды войны. Модель ЗАЗ-965 С предназначалась для перевозки почты.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В наше время украинские разработчики вернулись к идее возрождения знаменитой марки. Сохранив концепцию автомобиля, они полностью изменили его конструкцию, внедрив в нее современное оборудование. Двигатель перенесли в переднюю часть, это сделало систему охлаждения значительно проще. Новая модель получилась компактной, ее длина не превысила 4 метров, салон, несмотря на это, оказался довольно вместительным. В нем свободно смогут разместиться 4 взрослых человека. Узнать в новой модели черты «Запорожца» можно по сохранившимся с боков жабрам.

Разработчики пока не раскрыли набор силовых агрегатов, предназначенных для нового автомобиля. Его заниженный клиренс подтверждает замысел производителей эксплуатации авто в условиях города. Из-за этого новинка выглядит слегка приземистой.

Популярно
Легендарное село Лосево, собиравшее пробки из путешествующих на море, наконец-то можно будет объехать. Правда, не бесплатно

«Запорожец» стал элементом эпохи. Это была эпоха высокого полета Ю. А. Гагарина, спуска на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» и первого собственного автомобиля. Скорее всего, «Запорожца».

Источник: fb.ru
Пожалуйста, подождите...
Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *